В эти дни отмечается 125-летие со дня рождения родоначальника мировой анимации Владислава Старевича. Автор первых мультфильмов, снятых в технике кукольной анимации, по мнению специалистов, в начале прошлого века предвосхитил многие достижения не только мультипликации, но и кинематографа вообще.
Владислав Старевич, литовско-польские корни которого в Каунасе, с детства был страстно увлечен двумя вещами — фотографированием и наблюдением за насекомыми. Еще совсем молодым он создает фото- и киношедевры, например, первый литовский фильм "Над Неманом" и первые в мире анимационные картины. Старевич прославился такими работами, как "Жизнь стрекоз", "Жуки-скарабеи", "Прекрасная Люканида", "Месть кинооператора".
В работах Владислава Старевича, о котором Уолт Дисней сказал, что этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий, жуки и стрекозы сражались друг с другом, разыгрывали забавные сценки, изображали человеческую жизнь. При этом зрители были уверены, что режиссер сумел выдрессировать живых насекомых, так это было натурально. На самом деле жуки сниматься обычно не хотели из-за яркого освещения, и Старевич, использовав особую технику, двигал засушенными насекомыми и их искусно изготовленными копиями.
Талантливому молодому мастеру из Каунаса помог продвинуться известный кинопромышленник Александр Ханжонков. Он пригласил его в Москву, обеспечил жильем, аппаратурой, средствами. Старевич начинает создавать и игровые фильмы, в том числе с участием звезды немого кино Ивана Мозжухина. Его талант проявляется во всем, что он делал в кинематографе — например, фантастические спецэффекты, секреты которых не разгаданы до сих пор, или необычайные живые лица кукол в его мультфильмах.
У него были слава, деньги, почет… Но большевистская революция переворачивает жизнь. Сначала вместе с Ханжонковым он пережидает в Крыму и снимает там. Позже эмигрирует во Францию, где плодовито работает всю оставшуюся жизнь, предвосхитив огромное количество технических приемов, чисто кинематографических.
Владислав Старевич умер во Франции в возрасте 82 лет в одиночестве и нищете. Трудно было поверить, что когда-то этот человек за свои чудесные фильмы был обласкан российской царской семьей. Царевич Алексей был в особом восторге от мультфильмов, и растроганный император, по некоторым сведениям, однажды одарил за это посредника Ханжонкова бриллиантовым перстнем, а тот, в свою очередь, автора фильмов Старевича — автомобилем, одним из первых в Москве.
Забытый обществом, оставшийся никому не нужным в старости, кроме собственной дочери Ирэны, ради лечения которой он вынужден был продавать свои уникальные куклы, по воспоминаниям близких, на смертном одре произнес: "Нельзя быть жадным в творчестве, надо было делиться с другими тем, что я знал". У Владислава Старевича действительно не было учеников, и многие свои кинематографические секреты он унес с собой.